Онлайн-рынок медтоваров в России: исследование Data Insight

638

Агентство Data Insight опубликовало исследование онлайн-рынка медицинских товаров. С июля 2016 г. по июнь 2017 г. в  интернет-магазинах медицинских товаров было оформлено 9,8 млн заказов на сумму 23,7 млрд рублей. Средний чек составил 2,4 тыс. рублей.

Самые важные цифры

Онлайн-рынок медтоваров в России: исследование Data Insight

В I полугодии 2017 число онлайн-заказов в сегменте выросло на треть (к I полугодию 2016). В деньгах рост составил 35%.

Онлайн-рынок медтоваров в России: исследование Data Insight

Покупки в ИМ медицинских товаров составили 7% от всех заказов у ТОП-1000 крупнейших онлайн-ритейлеров в первом полугодии 2017 г. Но из-за низкого среднего чека доля их выручки в общем обороте значительно ниже – всего  3%.

Конверсия в медицинском сегменте составляет около  8%. Ближайшие показатели у универсальных магазинов и  магазинов одежды и обуви – 10,2% и 7,5%.

Онлайн-рынок медтоваров в России: исследование Data Insight

Что не дает рынку расти?

Главный сдерживающий фактор –  Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ, который ограничивает дистанционную торговлю медпрепаратами.

Это ограничение может исчезнуть уже в 2018 году.  В таком случае эксперты прогнозируют увеличение доли онлайн-продаж в категории, рост интереса аптечных сетей к интернет-торговле, развитие онлайн-каналов продаж. С развитием онлайн-канала в ассортименте станет больше нефармацевтических товаров, увеличивающих средний чек.

Но даже без снятия ограничений частота покупок и суммы, потраченные потребителями на лекарства, стабильно растут в последние годы. Также увеличивается доля онлайн-покупателей.

Кто есть кто в сегменте медтоваров?

54 интернет-магазина медицинских товаров входят в ТОП-1000  российских интернет-ритейлеров.  Из них 45% – онлайн-аптеки. По количеству заказов онлайн-аптеки занимают 85% сегмента медицинских товаров, а по выручке – 60%. За счёт высокого среднего чека 30% от объема выручки приходится на интернет-магазины медицинской техники.

Онлайн-рынок медтоваров в России: исследование Data Insight

Ключевым  игроком на рынке является Apteka.ru. На нее приходится 48% в заказах среди медицинских интернет-магазинов. Вот как выглядит топ-10 игроков рынка.

Онлайн-рынок медтоваров в России: исследование Data Insight

Больше половины переходов на сайты интернет-магазинов дает органический поиск (60%), 14%  – это переходы по ссылкам, 13% – прямые переходы, лишь 8% приходится на платный поиск, 4% – на переходы из email-рассылок. Доля социальных сетей и медийной рекламы составляет по 1%.

Онлайн-рынок медтоваров в России: исследование Data Insight

Покупатели чаще используют смартфоны и планшеты для посещения интернет-магазинов медицинских товаров. Уже сейчас лишь 42% трафика этих сайтов приходится на стационарные компьютеры и ноутбуки.

Пик активности размещения интернет-магазинов медицинских товаров на "Яндекс.Маркете" пришелся на 2014-2015 гг.

Онлайн-рынок медтоваров в России: исследование Data Insight

Самая популярная социальная сеть в секторе медицинских товаров – "ВКонтакте". В ней ведут свои сообщества 88% интернет-магазинов, почти четверть из которых (20% от всех) имеет более 10 тыс. подписчиков.

Онлайн-рынок медтоваров в России: исследование Data Insight

Половина интернет-магазинов в сегменте используют CMS собственной разработки (CMS–система создания, управления и редактирования содержимого сайта). Bitrix используют 38% интернет-магазинов. 12% используют другие сервисы.

Более половины не рассылают новости о своих  событиях и акциях (55%). 18% интернет-магазинов используют Unisender в качестве сервиса email-рассылки. Остальные 27% используют другие сервисы.

Онлайн-рынок медтоваров в России: исследование Data Insight

Вот как магазины используют маркетинговые сервисы

Онлайн-рынок медтоваров в России: исследование Data Insight

По законодательству РФ:

На данный момент дистанционная продажа медикаментов через интернет запрещена. Покупатель может заказать лекарство в Интернете, но потом все равно должен сам забрать его в аптеке.

В 2018 г. Госдума рассмотри законопроект, разрешающий торговать через интернет аптечным организациям, у которых есть лицензия на фармацевтическую деятельность. При этом дистанционно торговать рецептурными препаратами все равно будет нельзя.

По сути,  заниматься онлайн-продажами смогут только уже официально работающие офлайн- аптеки.

По оценкам НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента, в 2017 г. рынок лекарственных препаратов в России составил 1,2 трлн рублей, из которых 60% приходится на рецептурные препараты.

Принятие Закона о дистанционной торговле лекарствами переносили уже несколько раз – сначала ожидалось, что он начнет действовать в марте 2017 г. Между тем, пока нет официального регулирования онлайн-продажи лекарств, в Интернете процветают незаконные сайты. По данным Data Insight, каждые сутки онлайн-аптеки получают около 20 тыс. заказов на лекарства.

В исследовании Data Insight и Arvato Bertelsmann  рассматривался  онлайн-рынок медицинских товаров, включая: фармацевтику, медицинскую технику, оптику (очки и линзы), товары для здоровья (БАДы). Интернет-магазином в исследовании считается сайт, через который можно оформить заказ, заполнив форму или собрав товары в корзину.

Статистика по количеству заказов и объему продаж построена на основе данных по 1000 крупнейших российских интернет- магазинов в  первом полугодии 2017 г. по количеству заказов. Для подсчета количества заказов использовались результаты регулярного мониторинга числа онлайн-заказов, а также данные, предоставленные магазинами или находящиеся в открытом доступе.